В блогах

Агромаш-НН
Ответов: 0
Автор prodal1
Аватар пользователя prodal1

АМАК-система и её место в земледелии

АМАК-система и её место в земледелии - картинка

АМАК-система и её место в земледелии

АМАК-система – это самоходный завод, предназначенный для производства зерна, овощей и различных технических культур на больших равнинных угодьях в сотни и тысячи гектаров (www.amak-sistema.ru). Земледелие на основе АМАК-систем (заводов) можно назвать «заводским», в отличие от современного «тракторного» на основе тракторов, комбайнов, автомобилей и иной земледельческой техники. Если в тракторном земледелии поле обслуживают несколько автономных устройств, которые могут работать на полях с различным ландшафтом, то в заводском земледелии поле обслуживает одно устройство (АМАК – автоматизированный мостовой агротехнический комплекс), который может работать на поле только с ровным ландшафтом. В тракторном земледелии пути мобильных устройств и транспортные коммуникации пространственно мало упорядочены, а сами устройства не электрифицированы и не автоматизированы. В заводском земледелии АМАК движется по постоянным колеям в челночном режиме, транспортные коммуникации пространственно упорядочены, а сам АМАК электрифицирован и автоматизирован. В тракторном земледелии современные технические новинки с трудом находят применение (электрические, электромагнитные и лазерные устройства борьбы с сорняками и вредителями растений, системы автоматического контроля и управления орошением, устройства точного позиционирования орудий труда и т. п.), в то время как в АМАК все эти новинки находят быстрое и массовое применение. Есть маленький «нюанс» – тракторное земледелие существует давно и повсеместно на Земном шаре, а АМАК-система пока лишь проект.

Проект АМАК-системы был готов в 1977 году, но и сегодня на полях нет ни одной АМАК-системы. Не изготовлен даже опытный экземпляр. Всё производство зерна, овощей и различных технических культур сегодня в мире осуществляют с помощью тракторов, комбайнов и автомобилей. Вся эта техника использует двигатели внутреннего сгорания и моторное топливо. Этой техникой управляют миллионы трактористов, комбайнёров и шоферов. Весь мир так работал, работает и собирается работать. Хорошо это или плохо? Это хорошо, потому что вся техника выпускается серийно и является сравнительно недорогой (по сравнению с военной техникой); моторное топливо научились выкачивать из-под Земли и сжигать в двигателях внутреннего сгорания; учёных, инженеров, техников и рабочих давно и успешно готовят сотни вузов и средних учебных заведений; тысячи сельскохозяйственных династий трактористов, комбайнёров и шоферов гордятся своими отцами, дедами и прадедами; чиновники и министры от сельского хозяйства довольны своими тёплыми креслами и стабильными зарплатами. Плохо это, потому что ежегодно сжигаются миллионы тонн моторного топлива; выбрасываются в атмосферу миллионы тонн углекислого газа, вредного для людей, животных, птиц, насекомых и климата; производительность и комфортность непосредственного живого труда в земледелии находятся на уровне прошлого столетия и практически не меняются. Можно оставить всё, как есть, но уже сегодня в каких-то особых случаях можно было бы перейти от тракторного к заводскому земледелию на основе АМАК-систем. Рассмотрим эти случаи и посмотрим, что это даст и надо ли это делать.

1. Переход от тракторного земледелия к заводскому на основе АМАК-сисием при производстве, например, зерна даст многократное повышение урожайности. В своё время академик ВАСХНИЛ (нынче Россельхозакадемия в составе РАН) Василий Николаевич Ремесло, всю жизнь занимавшийся исследованием и выращиванием пшеницы, высказал мнение, что урожайность её может достигать до 25 тонн с гектара (!), но для этого ей надо создать необходимые условия для нормального роста. Средняя урожайность пшеницы в мире составляет 3,14 тонны с гектара (данные Международного независимого института аграрной политики за 2008 – 2015 годы). Такая низкая урожайность пшеницы обусловлена тем, что в тракторном земледелии поверхностный слой почвы многократно утрамбовывается и укатывается многочисленной самоходной и прицепной техникой, практически не применяется искусственное орошение и не ведётся борьба с вредителями растений в процессе их вегетации (авиация применяется крайне редко и на незначительных площадях). В заводском земледелии на основе АМАК-систем указанных недостатков нет: поверхностный слой почвы не уплотняется ничьими ходовыми частями; каждое растение индивидуально по всему полю дозированно в автоматическом режиме орошается в течение всего вегетационного периода; при необходимости, борьба с вредителями растений ведётся в любое время суток по всему полю и с помощью электромагнитных, электроискровых, лазерных и иных методов и устройств, не использующих ядохимикаты. При переходе всего мирового производства зерна в режим заводского земледелия на основе АМАК-систем можно повысить среднюю урожайность зерна в мире до 10 тонн с гектара – как минимум, а возможно и выше.

2. Переход от тракторного земледелия к заводскому на основе АМАК-систем только в производстве зерна может экономить ежегодно 130 млн тонн моторного топлива, не сжигая его в двигателях внутреннего сгорания и не выбрасывая в атмосферу 390 млн тонн вредного углекислого газа. Расчёт сделан из предположения, что в мире каждый год производится примерно 2600 млн тонн зерна (данные ФАО ООН), на производство одной тонны зерна расходуется в среднем 50 кг моторного топлива (в Белоруссии – 51,3 кг; в США – 114,3 кг, в России – 37,5 кг – данные из интернета), при сгорании одной тонны моторного топлива в атмосферу выделяется примерно 3 тонны углекислого газа. Для наглядности: 130 млн тонн моторного топлива – это грузовой поезд длинной в 24000 км (длина окружности Земного шара по экватору 44075 км), с двумя миллионами вагонов, при этом в цистерне каждого вагона находится по 65 тонн моторного топлива. Не слабо. АМАК-система не потребляет ни одного килограмма моторного топлива, является полностью электрифицированным предприятием (заводом) и его электродвигатели не выбрасывают в атмосферу ни грамма углекислого газа.

3. При переходе от тракторного на заводское земледелие, может быть существенно снижена энергоёмкость производства зерна. При сжигании в моторах тракторов, комбайнов и автомобилей 50 кг моторного топлива (как уже сказано выше, именно столько требуется для производства одной тонны зерна) получаем 2300 МДж энергии – 690 МДж механической (на валах двигателей) и 1610 МДж тепловой, выбрасываемой бесполезно в атмосферу. Это следует из того, что КПД двигателей внутреннего сгорания равен примерно 0,3. В заводском земледелии на валах электродвигателей АМАК-системы для производства такой же тонны зерна будет тратится тоже 690 МДж механической энергии, а тепловой, излучаемой в атмосферу, – только 76,7 МДж. Это следует из того, что КПД электродвигателей равен примерно 0,9. Таким образом, для производства одной тонны зерна в тракторной системе земледелия тратится 2300 МДж, а в заводской на основе АМАК-систем в три раза меньше – только 766,7 МДж. Это значит, что при переходе всего зернового производства в мире с тракторного на заводское земледелие будем экономить 1533,3 МДж энергии на каждой произведённой тонне зерна. На всём произведённом зерне в 2600 млн тонн можно сэкономить энергии почти 4 млрд ГДж (1112 млрд кВт·ч). Нас – людей на Земле – примерно 7,8 млрд человек. На каждого придётся по 0,513 ГДж ( 142,6 кВт·ч) сэкономленной энергии ежегодно. Если электроплитку мощностью в 1 кВт каждый житель Земли будет включать на один час в день, то это можно делать 142 дня подряд. Вот это будет настоящим энергосбережением.

Кроме зернового производства, заводское земледелие на основе АМАК-систем может быть использовано при производстве и других технических культур: картофеля, капусты, хлопка, льна и других, но это выходит за рамки данной статьи и может быть рассмотрено отдельно. Приоритет рассмотрению именно зернового производства отдан потому, что оно в наибольшей степени подготовлено для заводского земледелия на основе АМАК-систем. Современное зерновое производство ведётся, как правило, на больших равнинных угодьях в сотни и тысячи гектар, а именно это и требуется для АМАК-систем. Лучшие зерновые фермы, получающие по 10 тонн зерна с гектара, насыщены техникой, имеют высокую энерго- и металлоёмкость в расчёте на гектар обрабатываемого угодья, а именно это и характерно для АМАК-систем и не будет в новинку для таких ферм. Согласно рекомендациям ФАО ООН, необходимо производить по одной тонне зерна на каждого жителя (не только для приготовления хлеба и хлебобулочных изделий, но и для скармливания скоту для получения животноводческой продукции – мяса, яиц, молока). Сегодня в среднем на каждого жителя Земли приходится по 0,33 тонны, т. е. в 3 раза меньше, чем требуется. Не удивительно, что в некоторых странах люди голодают и даже умирают от голода (каждый день в мире умирает 18000 детей от голода и недоедания – данные ООН). Это дико, бесчеловечно и недопустимо. Сельскохозяйственное производство и техника этого производства должны быть приоритетными для человечества. Пока приоритетной является военная техника. Сегодня ни один солдат, и тем более генерал, не умер от голода и недоедания (от переедания может быть и умер). Если завтра на Земле в одночасье исчезнет вдруг вся военная техника – это будет великим счастьем для всего человечества. А если исчезнет сельскохозяйственная техника – будет катастрофа, голод и гибель человечества. Гонку вооружения может остановить только ООН – авторитетная международная организация, собственно для этого в своё время и созданная. К сожалению, не останавливает. Только ООН сможет инициировать Правительства к переходу в зерновом производстве от тракторного к заводскому земледелию на основе АМАК-систем. К сожалению не инициирует, и более того – вряд ли знает о заводском земледелии и АМАК-системе.

42 года лежит «под сукном» российский проект АМАК-системы без движения и реализации на практике. За это время в США, России, Франции, Германии и других развитых странах построено сотни и тысячи военных самолётов, подводных лодок, ракетных пусковых установок и прочей техники, но не построено, хотя бы для пробы (вдруг автор АМАК-системы фантазирует) ни одной АМАК-системы, даже упрощенной и опытной. На военную технику ежегодно в мире тратятся сотни миллиардов долларов, а на АМАК-систему не потрачено ни цента. С ума сошло, что ли, человечество и его Правительства в милитаристском угаре? А ведь ядерную кнопку можно и случайно нажать. После этого заводское земледелие с его эффективными АМАК-системами можно не строить и не внедрять – будет некому и не для кого.

Краткие выводы

1. Заводское земледелие на основе АМАК-систем целесообразно внедрять на больших равнинных угодьях размерами в сотни и тысячи гектар для производства массовой растениеводческой продукции, например, зерна, а современное тракторное земледелие должно обслуживать средние и небольшие угодья с неспокойными ландшафтами для выращивания любой растениеводческой продукции.
2. Переход от тракторного земледелия к заводскому на основе АМАК-систем только в зерновом производстве мира увеличит среднюю урожайность зерна, как минимум, в 3 раза (от 3,14 т/га до 10 т/га); будет экономить по 130 млн тонн моторного топлива ежегодно; сократит выбросы в атмосферу углекислого газа на 390 млн тонн ежегодно; снизит энергоёмкость производства зерна в 3 раза (с 2300 МДж/т до 767 МДж/т); сэкономит 4 млрд ГДж энергии.
3. ООН, как авторитетная международная организация, должна активизировать свою деятельность для снижения опасной и ресурсоёмкой гонки вооружений в мире, добиться увеличения финансирования сельского хозяйства и его техники, инициировать Правительства всех стран переходить на заводское земледелие с использованием АМАК-систем на больших равнинных угодьях, на миллионах гектарах пустующих и неосвоенных землях степей и пустынь.

Ю. Жуков, Томск, 09.08.2019

Ссылка на источник материала: 

авторская статья

Категория: 
просмотров: 3
При копировании материала ссылка на страницу «АМАК-система и её место в земледелии» обязательна.

АМАК-система и её место в земледелии

Поделиться ссылкой на Email
Отправить другу
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
HTML
BB-code
Ссылка