Хлеборобу нужен автомат

Хлеборобу нужен автомат

Хлеборобу нужен автомат, но не Калашникова (хотя, в некоторых ситуациях и он бы пригодился), а другой – автомат для производства зерна. Читатель может задать вопрос: а зачем? И без автоматов хлеборобы каждый год собирают урожаи зерна. Жили без автоматов и дальше жить можно. Согласен. И дальше можно жить без автоматов, но жизнь показывает: если какую-либо продукцию надо производить ежегодно и в больших количествах, то автомат это может делать дешевле и качественнее. Например, электролампочки делали на заводе в ручную – одна стоила 20 рублей. Стали делать на автомате – стоит 5 рублей. Автомобиль, сделанный в ручную, стоит 5 миллионов рублей, а на автомате – в десять раз меньше! Тонна зерна, произведённая в ручную (с помощью тракторной техники) стоит 10 тысяч рублей, а произведённая автоматом – будет стоить 5 тысяч рублей. Что ни говорите, автомат – это выгодно, «круто» и работать с ним приятно, комфортно и престижно. Вот только заводов-автоматов по производству зерна сегодня «в металле» нет нигде в мире. А проект есть. Это – АМАК-система.

Прежде чем рассказать об АМАК-системе, рассмотрим некоторую ситуацию, которая позволит лучше понять современное состояние в зерновом производстве и необходимость в автомате. Используем метод аналогий.

Представьте широкую реку. Поставлена цель: в течение предстоящего столетия ежесуточно осуществлять транспортировку людей, техники и грузов с одного берега на другой. Ограничения (условия): стоимость транспортировки должна быть 10 рублей за одну тонну-километр или менее. Рассмотрим три ситуации (варианта). Ситуация первая: за сутки с одного берега на другой требуется переместить 100 человек с грузами общим весом 10 тонн. Для выполнения этой работы достаточно одной простой трёхместной лодки и одного лодочника. Вторая ситуация: за сутки с одного берега на другой требуется переместить одну тысячу людей и одну тысячу автомобилей с грузами общим весом 5 тысяч тонн. Эту работу можно выполнить с помощью 10 паромов и 20 капитанов и мотористов. Ситуация третья: за сутки с одного берега на другой требуется перевезти 10 тысяч людей и десять тысяч автомобилей с грузами общим весом 50 тысяч тонн. Эту работу можно выполнить с помощью 100 паромов и 200 капитанов и мотористов, а можно выполнить с помощью одного моста без единого капитана и моториста. Вариант выберут экономисты (сравнивая капитальные и текущие затраты вариантов) и политики (сравнивая политические и социальные значимости вариантов).

Примерно такая же ситуация в зерновом производстве (используем аналогию). Ситуация первая: требуется произвести 100 тонн зерна в год. Эту работу могут выполнить два хлебороба-механизатора с помощью одного комбайна и одного трактора с необходимыми прицепными агрегатами. Ситуация вторая: требуется произвести один миллион тонн зерна в год. Эту работу могут выполнить 22 тысячи хлеборобов-механизаторов, используя 4 тысячи тракторов с необходимыми прицепными агрегатами, 3 тысячи комбайнов и 3,5 тысячи автомобилей. Третья ситуация: требуется произвести 143 миллиона тонн зерна в год. Эту работу могут выполнить 3 миллиона хлеборобов-механизаторов, используя 570 тысяч тракторов с прицепными агрегатами, 426 тысяч комбайнов и 497 тысяч автомобилей. Или эту же работу может выполнить 28 600 инженеров-операторов, используя 1450 АМАК-систем. Вариант выберут экономисты (сравнивая капитальные и текущие затраты вариантов) и политики (сравнивая политические и социальные значимости вариантов). К сожалению, до выбора вариантов у Правительства России «руки не дошли», хотя проект АМАК-системы существует с 1977 года (!) и сегодня зерно в России производится по первому варианту, то есть на основе тракторной системы земледелия. Используя этот вариант, в 2013 году хлеборобы России произвели 91,3 миллиона тонн зерна, собранного с 45,4 миллионов гектаров пашни (данные Росстата РФ). Было задействовано примерно 2 миллиона хлеборобов-механизаторов, 363 200 тракторов, 1 089 600 прицепных агрегатов, 272 400 комбайнов и 317 800 автомобилей. Сколько вся эта техника стоит, заинтересованный читатель может подсчитать самостоятельно, узнав примерные их цены в Интернете.

Теперь можно рассказать читателю и об АМАК-системе. Если по-сути и коротко – это завод-автомат для производства любой растениеводческой продукции на больших окультуренных угодьях равнинного типа, например, таких, как на Кубани, в Ставрополье или на Алтае. Она состоит из четырёх основных подсистем: автоматизированного мостового агротехнического комплекса (АМАК), навесных агрегатов, канала-хранилища и контактной линии электропередачи. АМАК предназначен для выполнения всех полевых работ (в весеннее-летне-осенний период) и текущего ремонта всех устройств (в зимний период). Навесные агрегаты предназначены для непосредственного взаимодействия с землёй и растениями. С их помощью выполняют предпосевную обработку почвы, сев, борьбу с вредителями растений, орошение и уборку урожая. Канал-хранилище является многоцелевым сооружением и предназначен для транспортировки воды для орошения (в весеннее-летний период), для хранения урожая (в осеннее-зимний период), для размещения солнечных батарей и выполняет роль забора, препятствующего заходу на активное угодье посторонних людей и животных. Контактная линия электропередачи предназначена для электроснабжения АМАК от близлежащей электростанции. В штатном режиме АМАК управляют три инженера-оператора. АМАК-система полностью механизированный, электрифицированный и автоматизированный полевой (самоходный) завод. Исходной предпосылкой появления проекта АМАК-системы было предположение: если земля, как объект труда и средство производства, не может прийти на современный городской автоматизированный завод, то завод сам должен прийти к земле. В АМАК-системе нет тракторов, комбайнов, автомобилей и дождевальных машин. Она не нуждается в жидком моторном топливе.

Работает АМАК-система так (очень кратко). У первого торца активного угодья в автоматическом режиме АМАК захватывает первый ряд навесных агрегатов и выходит на активное угодье. Навесные агрегаты опускаются на необходимую высоту над активным угодьем, после чего АМАК ведут по активному угодью в направлении противоположного торца, осуществляя плановую полевую работу, например, внесение удобрений. Доведя АМАК до противоположного торца активного угодья, опускают и отсоединяют навесные агрегаты. Захватывают следующий ряд навесных агрегатов и двигают АМАК в обратном направлении, выполняя следующий вид полевой работы, например, сев. Аналогично выполняют все другие виды полевых работ, при этом транспортировку удобрений, семян, воды и продуктов урожая осуществляют с помощью транспортёров и водоводов, проложенных вдоль АМАК. Не буду утомлять обычного читателя деталями и подробностями работы АМАК-системы. Читателя необычного и заинтересованного отсылаю к Интернету, где надо войти на сайт с адресом amak-sistema.ru и более подробно познакомиться и с АМАК-системой, и с её автором.

При использовании АМАК-систем земледельческий труд превращается в разновидность труда заводского со всеми вытекающими последствиями. Труд становится более квалифицированным, основанным на последних достижениях науки и техники. Высвобождается большое количество хлеборобов-механизаторов, часть которых, получив дополнительное образование, будут работать в АМАК-системах. Другая, большая часть, получив дополнительное образование, будет заниматься конструированием и производством новых навесных агрегатов для АМАК, электромагнитных, ультразвуковых и лазерных устройств борьбы с вредителями растений, многочисленных устройств и механизмов для АМАК. Произойдёт переориентация малоквалифицированного земледельческого труда в направлении высококвалифицированного технического творчества и производства для современного интенсивного земледелия. Такой труд будет престижным для молодёжи не только сельской, но и городской. В вузах появятся новые специальности, а в промышленности – корпорации АМАК-строения. В философском плане можно говорить о переходе накопившихся количественных изменений (критического роста количества тракторов, комбайнов, автомобилей) в коренные качественные (появлении качественно новых полевых самоходных заводов – АМАК-систем). В агрономическом плане речь может идти о переходе от тракторного земледелия к земледелию заводскому.

Вывод: автомат хлеборобу нужен (точнее – АМАК-система), чтобы производить много дешевого и качественного зерна, и чтобы труд его стал легче, интереснее и эффективнее. Дело осталось «за малым» – построить АМАК-системы, но это решать Правительству России или кому-то другому, кому это будет подсилу. Интересно, кто сделает это первым?

Ю. Жуков

просмотров: 321
При копировании материала ссылка на страницу «Хлеборобу нужен автомат» обязательна.

Хлеборобу нужен автомат

Поделиться ссылкой на Email
Отправить другу
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
HTML
BB-code
Ссылка

Оставить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Изображение
Максимальный размер файла: 100 КБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Изображение должно быть меньше 350x350 пикселей.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.