Стратегия земледелия

Стратегия земледелия - картинка

Стратегия земледелия

 

В июле 2015 года Правительством Российской Федерации создана Рабочая группа для разработки и написания «Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года». Вероятно, в этой Стратегии-2030 (назовём её так для краткости) найдётся место и для российского земледелия. К 12 октября 2015 года Рабочая группа должна представить в Правительство своё видение этой Стратегии-2030. Два месяца Рабочая группа, по всей вероятности, будет работать «в поте лица» и в назначенный срок своё предложение, конечно же, представит. Флаг ей в руки. Но в это же время нам с вами, уважаемый читатель, никто не мешает побыть «экспертами» в области будущего отечественного земледелия и представить свои предложения по этому поводу. Итак, размышляем.

 

В 2014 году примерно 18 миллионов хлеборобов России произвели 109 миллионов тонн зерна. В этом же году продали за рубеж 22 миллиона тонн зерна. Хорошие показатели. Всё было бы прекрасно, если бы не одно «но» –  очень низкая производительность труда. Судите сами. Производительность труда одного работника, производящего зерно, составляет: в Канаде – 120 т/раб. (120 тонн зерна произведено одним работником в год), в США – 100 т/раб.; в Великобритании – 80 т/раб.; во Франции – 50 т/раб.; а в России – 6 т/раб. Согласитесь, уважаемый читатель, российский показатель обескураживает. В связи с этим, в Стратегии-2030 хорошо было бы, чтобы наши хлеборобы повысили свою производительность если не до канадской, то хотя бы до французской. Чем мы хуже французов. Это – первое предложение.

 

Во всё мире передовые современные хлеборобы уже давно не пашут, применяя беспахотную обработку почвы (No-Till, ноу-тилл, «нулевую» обработку и т.п.). А у нас в России всё ещё пашут, и даже по-традиции проводят конкурсы пахарей. Известно, что пахота – самая энергоёмкая полевая операция. Именно для пахоты сконструированы и массово производятся мощные и тяжелые тракторы с огромными колёсами, которые многократно за один полевой сезон «утюжат» поля. Утрамбованные такими тракторами угодья теряют важнейшие свои свойства, необходимые для водно-воздушного режима почвы и жизнедеятельности полезных микроорганизмов. В связи с этим, в Стратегии-2030 необходимо наметить переход к беспахотной обработке почвы хотя бы, для начала, в зерновом производстве. Это – второе предложение.

 

Тракторное земледелие только для зернового производства ежегодно требует огромного количества моторного топлива. Так, например, для производства 109 миллионов тонн зерна в 2014 году в двигателях тракторов, комбайнов и зерновозов сожжено примерно 5 миллионов тонн моторного топлива. Для наглядности – это железнодорожный состав длиной в 925 километров с 77 тысячами вагонов, в цистерне каждого из которых содержится по 65 тонн моторного топлива. Хорошо было бы в Стратегии-2030 предусмотреть электрификацию зернового производства, если не всего (что мало вероятно), то хотя бы 10%. Это – третье предложение.

 

Итак, если уважаемый читатель не против, предлагается повысить производительность труда наших хлеборобов в 10 раз, перейти на беспахотную технологию и электрифицировать к 2030 году 10% зернового производства в стране (если вы, уважаемый читатель, против – дальше можете не читать).

 

Критически настроенный читатель и член Рабочей группы, обдумывающий и составляющий проект Стратегии-2030, вправе задать вопрос: а как это сделать? Ответ прост: надо начать строить АМАК-системы и в зерновом производстве постепенно переходить от тракторного к заводскому земледелию. АМАК-система – это российское изобретение и грех его не использовать именно в России, с её огромными земельными, водными и людскими ресурсами. АМАК-система – это «находка» для России и двойной грех, что она лежит невостребованной почти четыре десятилетия. К её игнорированию, в своё время, приложили руки академики ВАСХНИЛ (ныне Россельхозакадемии в составе РАН). Если в Рабочей группе, составляющей Стратегию-2030, будут снова академики Россельхозакадемии, сделавшие свои научные карьеры на тракторном земледелии, то в Стратегии-2030 для заводского земледелия и АМАК-систем места не найдётся. Это – абсолютно точно.

 

Если словосочетание «АМАК-система» вам, уважаемый читатель и вам – член Рабочей группы по написанию Стратегии-2030, абсолютно незнакомо, то информации ниже – для вас.

АМАК-система – это принципиально новое сельскохозяйственное предприятие, предназначенное для многолетнего массового производства растениеводческой продукции на больших окультуренных угодьях равнинного типа. По сути, АМАК-система – это самоходный полевой завод со всеми атрибутами, присущими для любого городского современного электрифицированного и автоматизированного завода, например, электронной промышленности. Исходной предпосылкой для разработки конструкции АМАК-системы явилось предположение: если земля, как предмет и средство труда, с целью интенсификации земледелия, по объективным причинам не может прийти на современный городской электрифицированный и автоматизированный завод, то завод сам должен прийти к земле, претерпев необходимые конструктивные изменения.

АМАК-система включает четыре основных подсистемы: автоматизированный мостовой агротехнический комплекс (АМАК, отсюда и название системы); канал-хранилище; активное угодье с постоянными колеями (рельсовыми или иными); пассивное угодье с технологической площадкой, навесными агрегатами и навесом. Модернизированные АМАК-системы могут включать любое количество вспомогательных подсистем, например, контактную линию электропередачи, второй канал-хранилище, железнодорожный путь, жилые здания и т.д. В АМАК-системе полностью отсутствует тракторная техника (трактора, прицепные агрегаты, комбайны, автомобили, дождевальные машины и т.д.) и совсем не используется моторное топливо.

В историческом плане развития техники земледелия, АМАК-система, как завод-автомат, является звеном в цепочке: «мотыга – плуг – трактор – АМАК-система». Если трактор со всеми другими техническими средствами знаменует «тракторное» земледелие, то АМАК-система, как полевой завод-автомат, представляет «заводское» земледелие. Цель тракторного земледелия можно сформулировать так: используя тракторы, прицепные агрегаты, дождевальные машины, комбайны, автомобили и другую технику, получить максимально возможные урожаи возделываемых культур при минимальном отрицательном воздействии на почву и окружающую среду. Цель заводского земледелия на основе АМАК-систем: используя АМАК-системы, получить максимально возможные урожаи возделываемых культур, исключив отрицательное воздействие на почву и окружающую среду. Заводское земледелие на основе АМАК-систем, как наиболее эффективное и безопасное для почвы и окружающей среды, постепенно будет вытеснять тракторное земледелие, и в первую очередь в зерновом производстве, как наиболее массовом и использующим большие площади равнинного типа. Растениеводство на основе тракторного земледелия останется на малых площадях с произвольными контурами, а также на холмистых угодьях со сложным рельефом.

По сравнению с тракторной системой земледелия, заводское земледелие на основе АМАК-систем имеет ряд существенных преимуществ, совокупность которых позволяет снизить себестоимость производимой продукции, экономить энергию, повысить производительность и комфортность живого непосредственного труда. Рассмотрим эти преимущества.

1.В АМАК-системе полностью ликвидировано вредное переуплотнение активного угодья ходовыми частями транспортных средств, что способствует улучшению экологического состояния почвы и повышению урожайности возделываемых культур.

2.Обеспечивается контролируемое и адресное искусственное орошение возделываемых культур на всей площади активного угодья, что повышает урожайность возделываемых культур (за счёт оптимизации водного режима почвы) и экономит воду.

3.Выполняется контролируемое и адресное внесение удобрений в любое время вегетационного развития растений, что способствует повышению урожайности возделываемых культур и экономит удобрения.

4.Полностью исключено применение ядохимикатов, что обеспечивает высокое качество выращиваемых продуктов и не загрязняет окружающую среду. Вместо ядохимикатов применяются электромагнитные, ультразвуковые, лазерные и другие устройства борьбы с вредителями растений.

5.Имеется возможность в течение одного вегетационного периода развития одних и тех же растений многократно собирать урожай, что позволит довести урожайность возделываемых культур до биологически максимально возможных (например, гречихи – до 20 т/га).

6.Имеется возможность ведения уборочных работ в затяжную дождливую погоду, что позволит спасти часть или весь урожай в целом.

7.Можно вести селекционную научно-исследовательскую работу с каждым растением индивидуально в границах всего активного угодья, что расширяет возможности научных исследований и повышает оперативность их проведения.

8.Обеспечена комплексная механизация, электрификация и автоматизация всех работ, что повышает производительность непосредственного живого труда на один-два порядка.

9.Примерно в два раза снижается потребление энергии. Это обусловлено: а) ходовые части АМАК передвигаются по рельсовым колеям с коэффициентом сопротивления качению 0,001, в то время как тракторы, прицепные агрегаты, дождевальные машины и комбайны передвигаются по стерне или рыхлой почве с коэффициентом сопротивления качению 0,1; б) электрические двигатели АМАК имеют КПД = 0,9, в то время как двигатели внутреннего сгорания тракторов, комбайнов и автомобилей имею КПД = 0,3; в) все транспортные коммуникации в АМАК-системе пространственно упорядочены и оптимально коротки, в то время как в тракторной системе все транспортные коммуникации пространственно мало упорядочены и более протяженные.

10.Имеется возможность частично или полностью отказаться от потребления энергии от внешних источников (электростанций) и перейти на автономное энергообеспечение за счёт солнечных батарей, установленных на АМАК, навесе и канале-хранилище.

11.Без использования глобальных систем космической навигации ГЛОНАСС и GPS , осуществлять позиционирование посевных и иных навесных агрегатов АМАК с точностью ± 10 мм по трём осям координат в любой точке активного угодья, что недостижимо в тракторном земледелии, ориентированном на использование ГЛОНАСС и GPS .

12.Обеспечивает обслуживающему персоналу высокий комфорт работы – на уровне современных городских офисов и предприятий, например, электронной промышленности.

Весной, летом и осенью АМАК-система функционирует как полевой самоходный завод-автомат, выполняя все виды полевых работ, включая транспортные. Зимой АМАК-система работает в режиме ремонтного завода. В этом случае АМАК устанавливается над линейками навесных агрегатов в зоне технологической площадки, с помощью соответствующих устройств внутри АМАК создаётся необходимый микроклимат, и обслуживающий персонал производит необходимые профилактические и ремонтные работы, находясь внутри АМАК. Дополнительная информация об АМАК-системе имеется в Интернете на сайте её автора: www.amak-sistema.ru.

Ю. Жуков

 

 

 

 

просмотров: 43
При копировании материала ссылка на страницу «Стратегия земледелия» обязательна.

Стратегия земледелия

Поделиться ссылкой на Email
Отправить другу
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
HTML
BB-code
Ссылка